Пожар на самолете Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Антальи нельзя списывать на сдвиг ветра, поскольку обученный пилот должен уметь справляться с любыми погодными условиями. Причина произошедшего, вероятно, кроется либо в плохой подготовке экипажа, либо в недостатках в конструкции самого воздушного судна, не исправленных после инцидента в Шереметьево 2019 года, либо в использовании контрафактных запчастей для поддержания летной годности самолета. Настоящую причину в ближайшее время выяснит комиссия Росавиации. Об этом Общественной службе новостей рассказал председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР, авиаэксперт Олег Смирнов.
Ранее стало известно, что самолет российского производства Sukhoi Superjet 100-95LR авиакомпании «Азимут», летевший из Сочи в Турцию, в ночь на 25 ноября загорелся в аэропорту Антальи после жесткой посадки, спровоцированной, по предварительным данным, сдвигом ветра. К счастью, никто не пострадал – пилот остановил судно в 150 метрах от пожарной части аэропорта, благодаря чему пожарные быстро приступили к тушению огня. Экипаж самолета быстро развернул надувные трапы, по которым каждый из пассажиров благополучно покинул борт.
Параллели с трагедией в Шереметьево
Как отмечает авиаэксперт Смирнов, загоревшийся «Суперджет» и его «черные ящики» уцелели, поэтому в ближайшее время комиссия Росавиации, уже начавшая проверку, выяснит истинную причину произошедшего и позаботится о том, чтобы в будущем подобных эпизодов не повторялось. На данный же момент информации недостаточно, чтобы делать однозначные выводы, указал он.
«Но кое-что сейчас уже можно предположить, потому что самолёт этот довольно известен по своим недостаткам и преимуществам, — говорит собеседник издания. — Подобный случай уже, к сожалению, был в Шереметьево, где все закончилось смертью 41 пассажира. Это, конечно, настораживает. И там, и там был пожар, самолёт горел. Это говорит о том, что риски, которые остались от невыполнения соответствующих мероприятий после катастрофы 2019-го года, сохраняются».
Эксперт указал, что хороший исход инцидента в Анталье – это признак хорошей работы экипажа «Суперджета» и пожарной службы аэропорта. Вместе с тем, заметил он, на видео с места событий видно, что пожарные тушат огонь, расползающийся по поверхности посадочной полосы.
«Это мина замедленного действия»
«Вывод – керосин начал проливаться на бетон. То есть что-то повредило топливные баки, оттуда хлынул керосин и загорелся. В Шереметьево произошло то же самое – после грубой посадки стойки шасси пробили топливный бак, топливо хлынуло и загорелось. Но там оно загорелось изнутри, в кабине экипажа и пассажиров. Это разница между тем и сегодняшним случаем. И комиссия как раз должна будет установить, а выполнили ли самолётостроители те рекомендации, которые были даны после Шереметьевской катастрофы, и которые заключались в следующем – согласно всем международным авиационным правилам, конструкции самолетов должны быть устроены таким образом, чтобы в случае грубых посадок стойки шасси не протыкали бы топливные баки, — говорит Смирнов. — Это международное правило неукоснительно выполняется, но на Superjet-100 оно было нарушено. У меня нет данных, что этот недостаток был устранён. А если он не был устранён, то это мина замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. Вот она и взорвалась».
Сдвиг ветра или нехватка компетенции
Что касается предварительных данных, которые озвучивают СМИ и анонимные представители авиаотрасли, согласно которым жесткая посадка и последующее возгорание произошли в результате сдвига ветра, Олег Смирнов говорит:
«При чём здесь ветер?»
«Все это, мягко выражаясь, детский лепет. Потому что командир корабля, даже рядовой, обыкновенный, обязан быть научен действовать при любых отказах двигателя, систем и механизмов самолёта, и при любом ветре. Подумаешь, ветер – боковой, сильный, сдвиг ветра, болтанка, обледенение. Все это встречается в полётах каждый день, и экипаж должен быть этому обучен. Ссылаться на какой-то ветер – это наивно и просто как-то по-детски. При чём здесь ветер? Не с тем командир корабля борется. Ветер – это не самое страшное».
Помимо соблюдения требований к конструкции самолета, комиссия также проверит, как к полету готовился экипаж, указал авиаэксперт. Он сообщил, что, по некоторым данным, командиром корабля мог быть стажер.
«Что такое командир корабля-стажёр? Это командир корабля, которого только ввели в строй, и он еще летает под присмотром пилота-инструктора. Это значит, что там был пилот-инструктор. В таком случае старший на борту, тот, кто принимает решения – это пилот-инструктор. Комиссия должна проверить, как экипаж готовился к полётам, какое он образование имеет, откуда ноги растут профессионально, из какого учебного заведения, как он совершенствовался, как он тренировался на тренажёре, как он тренировался естественных условиях, как он провозился по трассе и так далее. Там целый перечень. Лётная работа предполагает учёбу всю жизнь», — сказал собеседник издания.
Санкционные риски
Еще один фактор, который комиссия Росавиации обязана будет проверить – это то, как поддерживалась техническая летная годность загоревшегося судна, продолжает Смирнов.
«Бывают случаи, когда детали заменяют на контрафактные»
«Superjet-100, хоть некоторые и называют его отечественным самолётом, на 85% состоит из западных комплектующих, притом из разных стран. Что-то делают американцы, что-то делают англичане, что-то делают французы и так далее. Сейчас мы этого лишены соответствующими ограничениями, лишены возможности получать комплектующие, запасные части и все остальное, что необходимо для поддержания лётной годности. Поэтому вопрос – как они выходили из этого положения. Потому что бывают случаи, когда детали заменяют на контрафактные, которые не имеют сертификатов и так далее. Это тоже очень хороший повод для комиссии проверить, как поддерживалась лётная годность этого воздушного судна, — говорит собеседник издания. — Тем более, что у конкретно этого самолёта, как и у еще 150 самолётов Superjet-100, двигатели французские, горячая часть французская. Выяснять, как они работают, как обслуживаются, и как ремонтируются – это работа комиссии».
Смирнов отметил, что самолеты «Суперджет», выпущенные после катастрофы в Шереметьево, не должны содержать рисков, связанных с конструкцией судна, и с этой точки зрения являются безопасными. Часть суден, выпущенных до 2019-го года, однако, эти риски может все еще в себе нести.
Так или иначе, в заключение авиаэксперт еще раз сказал: «Не будем забегать вперёд. После того, как расшифруются чёрные ящики, мы с вами узнаем истинную причину происшедшего».
Ранее в разговоре с ОСН авиаэксперт Роман Гусаров сообщил, что рост цен на авиабилеты в РФ не остановится.