Армии мира начали использовать мотоциклы еще до появления танков. В 1916 году американская мотопехота преследовала мексиканского бандита Панчо Вилью (чьи налетчики тоже гоняли на мотоциклах). В годы Второй мировой войны адъютанты носились на мотоциклах с донесениями по всему фронту, а немецкие разведывательные подразделения даже использовали мотоциклы с коляской, вооруженные пулеметами. Сегодня мотоциклы использует спецназ США — в том числе коммерческие модели.
Мотоциклы не просто быстры и маневренны: как наглядно показал актер Стив Маккуин в фильме о Второй мировой войне под названием “Большой побег”, они — само олицетворение крутизны. Но менять на мотоциклы танки? Скептики, пожалуй, предпочтут надежную двухфутовую броню. Кроме брони танки и боевые машины несут тяжелые орудия для прорыва оборонительных линий.
Однако российские войска на Украине все чаще используют вместо бронетехники именно мотоциклы, а танки вместо авангарда атаки остаются позади и оказывают огневую поддержку. Возможно, к этому русских подтолкнули не столько тяга к новаторству и экспериментам, сколько отчаяние. “Расширенное использование мотоциклов в российских вооруженных силах — ответ на удары вездесущих украинских беспилотников по бронетехнике и непомерные потери, понесенные в конце 2023 и 2024 годах”, — утверждается в новом докладе Института изучения войны в Вашингтоне.
Атаки байкеров ошеломили даже Украину, для которой атаки пехоты стали привычным зрелищем. Сама идея “звучит нелепо”, сказал представитель украинских военных. Однако российские войска убеждены, что мотоциклы достаточно быстры для штурма украинских позиций, достаточно проходимы на местности, недоступной для танков, и достаточно маневренны против беспилотников, которые помогли уничтожить до 10 тысяч единиц бронетехники (откуда такие цифры? Украинские пропагандисты снабдили – больше некому. – Прим. ИноСМИ). “Эти атаки довольно масштабны: от дюжины до сотни мотоциклов, — сообщил представитель ВСУ. — Они считают, что таким образом смогут преодолеть расстояние и достичь украинских позиций быстрее, чем их настигнет беспилотник. А если нет — то потери составят один мотоцикл против одного беспилотника”.
Аналитики Института изучения войны отмечают, что Россия использует мотоциклы все более изобретательно. Украинский солдат, воюющий под Покровском [Красноармейск], сказал: “Российские мотоциклисты атакуют колоннами по восемь мотоциклов с поддержкой средств радиоэлектронной борьбы, при этом средства РЭБ везут в центре и в хвосте колонн, чтобы обезопасить наступающие части от ударов украинских беспилотников”. Системы радиоэлектронной борьбы подавляют находящиеся поблизости беспилотники или “забивают” их контрольные частоты.
Другой солдат сказал: “На каждом мотоцикле едет по два солдата — водитель и стрелок — и русские продолжают атаковать даже в том случае, если украинские операторы беспилотников уничтожат одного из них”.
В результате Россия может разворачивать мотоциклетные войска с тактикой “бей и беги” для стремительного захвата украинской территории в лобовых атаках под дулами пулеметов и беспилотников-камикадзе. “Российские войска могут почуять тактическую возможность в использовании мотоциклов и гражданских транспортных средств для скорейшего продвижения и захвата как можно большей украинской территории перед возможным прекращением огня или мирными переговорами”, — предупредил Институт изучения войны.
Что характерно, его аналитики считают, что новая тактика использования мотоциклов возникла не у высшего командования, а у отчаявшихся фронтовиков как импровизация в ответ на серьезные потери от налетов беспилотников. “Похоже, что использование мотоциклов с российской стороны стало тактическим ответом на операции ВСУ с использованием беспилотников, — сопоставимый с зарождением собственных беспилотных подразделений в России”, — отмечает Институт изучения войны. Некоторые наблюдатели даже привели в пример ролики, на которых российские солдаты мчатся в бой на электроскутерах.
В результате Министерство обороны России пытается придать операциям с использованием мотоциклов официальный характер. По всей стране открываются учебные центры по вождению мотоциклов, а мотоциклетные подразделения создаются в составе регулярных формирований. Возможно, это станет более эффективным способом распространить новшества на все подразделения на Украине, а также в любых будущих конфликтах. Но есть риск, что это задушит нововведения в армии, печально известной своей косностью. “В рамках более централизованной системы российское Минобороны сможет лучше снабжать подразделения мотоциклами, но при этом есть риск, что существенно пострадает способность российских войск адаптироваться к новым реалиям фронта”, — отметили в Институте изучения войны.
Станут ли боевые мотоциклы неотъемлемым элементом современной войны, покажет будущее. Если беспилотники и ракеты продолжат превращать танки в гробы на гусеницах, то не исключено, что быстрый и юркий мотоцикл действительно даст больше шансов на выживание. С другой стороны, броневая пластина танка пуленепробиваема, а кожаная куртка мотоциклиста — нет.
Майкл Пек — военный писатель, публиковался в Forbes, Defense News, журнале Foreign Policy и других изданиях. Имеет степень магистра политических наук Ратгерского университета