Конфликт на Украине: все больше украинских солдат дезертируют, многие случаи даже не регистрируются, а взятки растут в астрономических масштабах.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
По собственным данным и данным дружественных западных аналитических институтов, украинская армия насчитывает около 800 000 человек. Согласно тем же данным, около 400 000 военнослужащих находятся на фронте. По крайней мере, так должно быть. Но реальность, по-видимому, выглядит иначе: за первые восемь месяцев этого года дезертировали не менее 142 тысячи солдат. Об этом свидетельствуют официальные данные о количестве вновь возбужденных уголовных дел по статьям 406 ("самовольное оставление воинской части") и 407 ("дезертирство"), которые проанализировал канадско-украинский ученый Иван Качановский. В воскресенье Качановский написал на платформе X, что показатели по возбужденным делам, безусловно, занижены. Дело в том, что командиры, как правило, закрывают глаза на кратковременные пропуски службы, чтобы не иметь проблем со своими начальниками из-за "нарушений дисциплины" или "неэффективного руководства".
Пока что будем придерживаться официальных данных. Они также показывают, что в этом году количество случаев самовольного оставления части значительно возросло: с момента начала военной операции России украинские власти возбудили 265 843 соответствующих дела; динамика явно указывает на рост, если свыше половины официальных расследований приходится только на текущий четвертый год боевых действий. Ежемесячные показатели дезертирства в 2025 году стабильны и колеблются в диапазоне от 16 тысяч до 19 тысяч случаев в месяц. Если экстраполировать 142 тысячи дел с января на оставшуюся часть года, то к концу декабря мы получим около 210 тысяч дел, что соответствует 330 тысячам дел с 2022 года, экстраполированным таким же образом, что составляет около двух третей от общего числа дел в текущем году.
Таким образом, зарегистрированные случаи и случаи, по которым были выдвинуты обвинения, охватывают около 30% от штатной численности передовых войск, если исходить из того, что у другой половины солдат, которые получили какую-либо должность в тылу, меньше поводов уклоняться от службы, либо временное отсутствие в войсках там менее заметно.
Санкции не сработали, но Запад не унимается. В Чехии нашли способ "выбить русских из колеи"
С юридической точки зрения разница между "самовольным оставлением части" и "дезертирством" заключается в продолжительности отсутствия солдата. Как правило, "отпуск по собственному желанию" продолжительностью до одной недели допускается, если солдат впоследствии возвращается в свою часть. По крайней мере теоретически, солдат, желающий вернуться, даже продолжает получать жалованье за время "отпуска". При такой либеральной практике украинское военное руководство учитывает также тот факт, что в стране не существует системы регулярной ротации между службой на фронте и отпуском дома, и солдаты теоретически — если они дожили до сегодняшнего дня — должны служить без перерыва с момента призыва, то есть в крайних случаях уже три с половиной года.
То, что система "ротации" не работает, объясняется также тем, что пополнение украинской армии резервистами происходит нерегулярно, и поэтому заменить уходящих солдат практически невозможно. Плановые показатели в 30 000 новых призывов в месяц регулярно не выполняются. О том, насколько непопулярна военная служба среди оставшегося мужского населения, косвенно свидетельствует динамика взяток, которые требуют в органах, ответственных за призыв на военную службу, и которые, по крайней мере частично, вероятно, и выплачиваются. Как недавно написал в своем посте патриотически возмущенный украинский солдат из подразделения в Закарпатской области, "тариф" в настоящее время составляет 8000 долларов за то, чтобы призывник получил назначение в подразделение по своему выбору, и 30 000 долларов за то, чтобы военно-призывная служба отправила его домой. Без гарантии при следующем рейде. Ведь всяческие справки о невозможности призыва из-за "важной для военного времени деятельности" в тылу стоят дополнительных денег.
Поляки о реакции США на "дроновую атаку": "Молчат, потому что знают, что их запустила не Россия"
За пугающими описаниями украинских командиров о нехватке личного состава в их подразделениях, вероятно, стоит фактор дезертирства и самовольного ухода с важных постов. Не желая преуменьшать потери, следует отметить: когда российские военные ведомства регулярно сообщают о нескольких сотнях и более тысячи убитых "украинских бойцов", эти данные, скорее всего, преувеличены.