Давид Нармания
Почти вековой этап в истории Японии подходит к концу. В Токио после поражения во Второй мировой практически отказались от армии, но теперь стремительно наращивают военный потенциал.
О том, какие возможности обретают Силы самообороны страны и кому они собираются противостоять, — в материале РИА Новости.
Грандиозные перемены
Изменения в Стратегию национальной безопасности Япония внесла еще в 2022-м. Тогда заявляли о планах за пять лет удвоить оборонные расходы — до двух процентов ВВП. Достичь этого показателя, несмотря на все старания и повышение требований со стороны США, до сих пор не смогли многие члены НАТО. При этом они не брали на себя обязательств по демилитаризации.
Основной упор в Токио делали на ракетное вооружение: собирались модифицировать крылатые ракеты "Тип 12" собственного производства и закупить американские "Томагавки" дальностью до 1800 километров.

Расширять планировали и противоракетную оборону. Уже имеющуюся американскую систему Aegis должны были дополнить Patriot PAC-3.
А под истребители F-35 намеревались переоборудовать два эсминца-вертолетоносца — Izumo и Kaga. Контракт на поставку 147 машин заключили еще в 2019-м.
Помимо этого, совместно с Италией и Великобританией Япония запустила "Глобальную программу боевой авиации" (GCAP), которая предполагала создание истребителя следующего поколения к 2035-му.
Потенциальный оппонент в документе указывался прямо: Россию в обновленной версии СНБ описывали как "государство, вызывающее серьезные опасения с точки зрения безопасности".
От слов к делу
Планы Токио не заканчиваются на бумаге — оборонный бюджет на этот год составил рекордные 8,7 триллиона иен (около 60 миллиардов долларов). До заветной отметки остается всего ничего: около 1,3 триллиона иен — меньше 15 процентов от уже имеющейся суммы.
Работы на Izumo и Kaga планируют завершить в 2027-м и 2028 году соответственно.
Более того, частично атакующий потенциал уже нарастили. Этого удалось добиться благодаря развитию собственного ракетного производства.
В частности, в конце июня Силы самообороны испытали ракету Type 88 класса "поверхность — корабль". В ходе тестов она поразила цель на расстоянии 40 километров, при этом предельная дальность этого оружия — около 180.

Показательно, что раньше тесты проводили в США или Австралии. Нынешний пуск стал первым на японской территории после Второй мировой. Российская сторона выражала протест в связи с этими стрельбами.
"Безответственные действия подобного рода в непосредственной близости от рубежей Российской Федерации представляют собой очевидное нарушение международного права, создают прямые риски для гражданского судоходства, жизни и здоровья российских граждан и являются категорически неприемлемыми", — отметили в МИД России.
Однако это не помешало Токио ни провести ракетные испытания, ни организовать масштабные учения в начале июня.
Тогда же Токио представил усовершенствованную ракету Type 12: если первоначальная версия была способна поражать цели на расстоянии до 200 километров, то теперь радиус превысил тысячу километров.
Показательно, что тестовый пуск Type 88 совпал с запланированными российскими учениями Тихоокеанского флота, которые продолжались с 16 по 30 июня. К ним привлекли около 40 кораблей, катеров и судов обеспечения, а также более 35 самолетов и вертолетов морской авиации. Всего в маневрах, включая расчеты береговых ракетных комплексов "Бастион", приняли участие свыше пяти тысяч военнослужащих.
"Это четкий сигнал российских военных для Токио: у вас ракеты, у меня флот, в Тихом океане нет места односторонним провокациям", — оценило маневры ТОФ китайское издание Sohu.
Непопулярные решения
Токио не планирует останавливаться на достигнутом. Еще бывший премьер-министр Фумио Кисида озвучил идею провести референдум об изменении конституции. Новые поправки закрепляли бы статус Сил самообороны и расширяли бы их полномочия. Аналогичные планы вынашивает и его преемник Исиба Сигэру.
Однако у коалиции под руководством правящей Либерально-демократической партии пока не получается набрать необходимое большинство в две трети голосов, чтобы объявить референдум.

Сами японцы воспринимают планы правительства настороженно. В мае в Токио прошел митинг в защиту пресловутой девятой, "пацифистской", статьи конституции. В нем приняли участие почти 40 тысяч человек.
Соцопросы также демонстрируют негативное отношение японцев к милитаризации страны. В частности, по данным исследования общественного мнения, которое газета "Асахи" проводила с конца февраля по начало апреля, изменение девятой статьи поддерживают только 35% респондентов. Зато 56% — против.
Но правительство обращает на это мало внимания. Тем более что из Вашингтона (главного гаранта безопасности Японии, превратившего страну в свой непотопляемый авианосец) поступают прозрачные сигналы. Там требуют от азиатских союзников, включая Японию, увеличить расходы на оборону до пяти процентов ВВП — как это уже пообещали сделать в НАТО.
В таких условиях даже нынешняя милитаризация Токио — лишь начало. А значит, к дипломатическим аргументам в споре о Курилах сосед России сможет добавить и вполне осязаемый военный потенциал.