Память об этом трагическом событии в истории украинцев, живших на территории современной Польши, а именно на ее юго-восточных землях, остается кровавой раной для потомков уроженцев Лемковщины, Надсянья, Подляшья и Холмщины. Завершение Второй мировой войны привело к кардинальному перемещению границ и тектоническим сдвигам в национальном составе нескольких восточноевропейских стран – Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии.
"У нас окопы пустые. Из пятнадцати восемь убито". Украинцы – о дезертирстве из ВСУ без прикрас
Украинцы в Закерзонье
Утром 28 апреля 1947 года бойцы оперативной группы армии Польской Народной Республики (ПНР) и вспомогательных подразделений начали многоэтапную акцию по переселению украинцев из Закерзонья (линия польско-большевистской границы, которую предложил в декабре 1919 года глава МИД Великобритании лорд Джордж Керзон) на западные и северные территории государства. Это – Силезия, Померания, юг Восточной Пруссии, которые до конца войны входили в состав нацистской Германии.
Эти крупные регионы по решению Потсдамской конференции государств — победителей во Второй мировой войне варшавское правительство получило от Кремля в качестве компенсации за территориальные потери на востоке бывшей Второй Речи Посполитой (Волынь и Восточная Галичина в Украине, Западная Белоруссия и Виленский край – современная Литва). Бывшие германские регионы получили название "Ziemie Odzyskane" – "Возвращенные земли". "Потеряны" они были очень давно – еще в конце XIII века.
Именно на этих еще практически безлюдных территориях украинцы (более пяти миллионов немцев либо эвакуировались во время войны, либо были депортированы в советскую и союзнические зоны оккупации) должны были ассимилироваться среди поляков, которых с 1945 года переселяли в основном с территории СССР.
Выехать в УССР в 14-дневный срок
Всего в тщательно продуманной операции участвовали пять пехотных дивизий, дивизия корпуса внутренней безопасности и три отдельных полка; вспомогательные функции выполняли подразделения гражданской милиции, управления безопасности, части пограничников. Общее руководство осуществляли министр обороны маршал Михал Роля-Жимерский и генерал Стефан Моссор.
Поводом к началу операции стала гибель в бою с отрядом УПА* вблизи села Яблонное заместителя министра обороны ПНР Кароля Сверчевского. Это событие произошло 28 марта 1947 года и даже сегодня вызывает множество вопросов. Каким образом воины УПА* узнали о маршруте передвижения военачальника? Не был ли он, человек с очень непростым характером, принесен в жертву делу?
Акции "Висла" предшествовало много знаковых и трагических событий в жизни миллионов украинцев, поляков, белорусов и литовцев. 9 сентября 1944 года в Люблине правительство УССР и прокоммунистический Польский комитет национального освобождения (ПКНО) заключили договор "Об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР". Аналогичные соглашения ПКНО подписал с правительствами советских Белоруссии и Литвы.
С октября 1944 года по август 1946-го этнических украинцев переселяли на территорию УССР. Сначала процесс был добровольным, однако уже первые его результаты (согласились переехать менее 100 тысяч человек из примерно 550—600 тысяч) привели к более жесткому решению польских чиновников и военных. 22 августа 1945 года украинскому населению был объявлен фактически ультиматум – выехать в УССР в 14-дневный срок. В случае отказа предполагалось принудительное выселение.
Депортации сопровождались репрессиями польской милиции, а затем и военных, и иногда вооруженными акциями отрядов Украинской повстанческой армии (УПА*). Польские власти дали милиции и вооруженным группам гражданского населения разрешение на террористические операции, вынуждавшие украинцев буквально бросать имущество и уезжать в советскую Украину.
Ответ отрядов УПА* не заставил себя ждать. Как писал известный отечественный историк Юрий Шаповал, "в очередной раз (как это уже бывало в истории) началось жестокое польско-украинское противостояние. УПА*, считая территорию Лемковщины, Надсянья, Холмщины и Подляшья, оставшихся в границах Польского государства, извечной украинской территорией, выступала в защиту прав и жизни автохтонного украинского населения… Польские официальные власти, поддерживаемые из Москвы, занимали, разумеется, совершенно противоположную позицию, считая собственные насильственные действия вполне логичными против "бандитских" действий УПА*".
Кровавые "пацификации"
Во время последнего, четвертого этапа насильственного переселения украинцев в УССР (1 января — 15 июня 1946 года) отряды армии ПНР осуществляли кровавые акции — "пацификации" (замирения), во время которых были убиты и замучены многие десятки украинцев. Так, в селе Завадка Мороховская, которая пострадала от карательной операции 34-го пехотного полка армии ПНР, – несколько раз с января по апрель 1946 года происходили массовые убийства селян. В общей сложности погибли и были зверски замучены 73 человека, известных поименно. Несколько десятков жителей сожженного села выехали в УССР, а 15 селян депортировали в Силезию уже в рамках акции "Висла"…
В целом происходило переселение украинцев в УССР из трех воеводств ПНР – Краковского, Жешувского и Люблинского. Официально выехали 482 109 человек (122 454 семьи).
Акция "Висла" стала практически последним аккордом по "деукраинизации" Закерзонья. На этих землях еще оставалось около 150 тысяч украинцев. И в каждом из них польские власти видели "резуна" из УПА*. Даже девушка, которая собирала в лесу травы для лечения родных, могла оказаться в крепких руках милиции и оказаться в концлагере.
Ярослав Грицак в "Очерке истории Украины" писал: "Детали проведения операции "Висла" неоспоримо показывают, что ее организаторы ставили перед собой не столько задачу побороть УПА*, сколько "окончательно решить украинскую проблему в Польше". Численность УПА* в Закерзонье в начале 1947 г. не превышала 2 тыс. чел.; против нее было выставлено около 20 тыс. польских солдат. Имея по меньшей мере десятикратное преимущество, польские коммунистические власти могли ликвидировать украинское повстанческое движение, не прибегая к принудительному переселению украинцев".
Выселение украинцев проходило в координации с силовыми структурами и пограничниками СССР и Чехословакии. На сборы населению сел давали один-два дня. К осени 1947 года было депортировано 140 575 человек украинской национальности.
Во время акции "Висла" были убиты 655 гражданских, арестованы 2800 человек, поддерживавших (реально или по надуманным обвинениям) УПА*.
Военные отчитывались о ликвидации более 1500 повстанцев – с апреля по июль 1947 года. В каждом населенном пункте, куда переезжали украинцы, их количество не должно было превышать 10%. Часто украинцы оказывались в одном селе или местечке, где уже жили поляки, которые были вынужденными переселенцами из Галиции или Волыни, поэтому имели предубеждение к будущим соседям, называли их "бандитами" и "резунами".
Еще одна страница акции "Висла": власть на уровне политбюро ЦК Польской рабочей партии в апреле 1947 года создала концлагерь в силезском городе Явожно, куда отправляли всех украинцев, недовольных депортацией. В общей сложности там были заключены более 3800 человек, и среди них 700 женщин. Среди заключенных лагеря было 27 священников – грекокатолических и православных.
Депортация украинцев из Закерзонья лишила ячейки УПА* перспектив уже на бывшей "своей" земле. Ее главнокомандующий Роман Шухевич приказал прекратить борьбу и постараться легализоваться. Отряды УПА* пытались прорываться на Запад через Чехословакию. Приблизительно 300 воинов УПА* сумели попасть в Австрию и Западную Германию – в зону оккупации уже бывших союзников Советского Союза.
ПНР решило строить новое государство по принципам, приемлемым в межвоенной Второй Речи Посполитой для абсолютного большинства как элиты, так и поляков. Ведь Варшава относилась к "восточным кресам", населенным в основном украинцами и белорусами, как к своей исторической колонии.
"Никогда межвоенная Польша не была, в сущности, интегрированной страной. Всегда в ней была Польша "А" и Польша "Б". Это касалось не только экономической политики государства, но и позиции всех политических сил. Все они игнорировали в своей деятельности восточные окраины…" – писал польский публицист Збигнев Залуский в эссе "Пути к достоверности".
* — запрещённая в России организация