В начале нового года неугомонные военные энтузиасты обнаружили в интернете фотографии странных, демонического вида танков, громящих украинскую линию фронта. Этой адской машиной оказалась бронированная машина разминирования БМР-3МА “Вепрь”. Она разрабатывалась для одной цели: расчистки минных полей и создания безопасных проходов через участки боевых действий для сухопутных войск и более уязвимой бронетехники.
“Вепрь”, детище “Уралвагонзавода”, “дочки” оборонной компании “Ростех”, выстроен на шасси основного боевого танка Т-90А. Машина весом около 51 тонны оснащена четырехтактным многотопливным дизельным двигателем В-84МС мощностью 840 лошадиных сил, который обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 55 километров в час, запас хода 550 километров и среднюю крейсерскую скорость в диапазоне от 35 до 45 километров в час.
Российские конструкторы начали беречь жизни солдат
Примечательная веха для российской военной доктрины: инженеры “Уралвагонзавода” разрабатывали “Вепря” с прицелом на безопасность экипажа. В результате кабина или рубка экипажа, заменяющая башню танка, сварена из броневых катаных листов.
Экипаж состоит из двух человек: механика-водителя и командира. Кроме того, в боевом отделении машины имеется три места для перевозки десанта из состава саперных подразделений. Кроме того, обшивка “Вепря” усилена динамической противокумулятивной броней “Контакт-1”, которая обеспечивает уровень защиты, сопоставимый с исходным танком Т-90. Машина также имеет защиту от осколочно-фугасных гранат и противотанковых ракет — основной угрозы на поле боя в украинском конфликте наряду с беспилотниками. “Вепрь” имеет противоминное бронированное днище, а также защиту от химических, биологических, радиологических и ядерных (ХБРЯ) атак и баллистическую защиту, обеспечиваемую его стальным корпусом.
Для самообороны танк оснащен установленным на башне крупнокалиберным пулеметом “Корд” и гранатометами для постановки дымовой завесы, чтобы скрыть передвижения от противника. Дополнительно в боевом отделении имеются системы жизнеобеспечения, запас продовольствия и воды, плита, биотуалет и термоэлектрическая микроклиматическая установка, позволяющую экипажу работать автономно до двух дней в герметичной среде.
Разминирование заметно упростилось
Основная система разминирования “Вепря” — катковый минный трал ТМТ-С, надежная система, способная взрывать мины нажимного действия, а также с дистанционными, магнитными или радиоуправляемыми взрывателями. Создаваемые проходы при разминировании в ширину приблизительно равны межгусеничному или межколесному расстоянию танков, БМП и БТР. Также имеются приставки для траления противотанковых мин с неконтактным взрывателем, трал противоднищевых мин, а также передатчик помех.
Система разминирования “Вепря” под названием “Проход-1” позволяет работать как с экипажем, так и в автономном режиме, обеспечивая гибкость в сценариях с высоким риском. Более того, цифровая система распознавания мин отображает их местоположение и передает координаты другим подразделениям, еще больше повышая эффективность российских военных в динамичных боевых ситуациях. Система не только помогает в непосредственных операциях по разминированию, но и поддерживает долгосрочную работу по обнаружению.
Как и всякий грамотный оружейник, команда разработчиков “Уралвагонзавода” учла многолетний горький опыт как бывшей советской армии, так и нынешней российской.
В результате “Вепрь” вобрал в себя возможности, которые так бы пригодились советским военным стратегам в борьбе с моджахедами в советско-афганской войне, запомнившейся смертоносными минными полями.
Впечатляющий послужной список “Вепря” на Украине
Доселе БМР-3МА “Вепрь” отлично себя зарекомендовала на Украине. Парк “Вепрей” обошелся не только без потерь, но и без повреждений, — это безоговорочный успех российских инженеров, которые обеспечили своим военным целый ряд стратегических преимуществ. Способность “Вепря” работать как роботизированный комплекс с дистанционным управлением снижает риск для личного состава в опасных условиях и отлично отвечает на современный запрос на автоматизацию военных операций.
Усовершенствованные системы защиты и технологии разминирования позволяют российским войскам поддерживать оперативный темп на густо заминированных театрах военных действий, особенно на востоке Украины, где обе стороны широко устанавливают мины вдоль всей линии соприкосновения.
“Вепрь” имеет обширный экспортный потенциал: вариант БМР-3МС весьма привлекателен для стран, где обширное минирование представляет собой серьезную проблему. Нашумевшая сделка о поставке машин для разминирования в Ирак подчеркивает актуальность “Вепрей” в глобальных усилиях по борьбе с повстанцами и стабилизации обстановки, особенно в регионах, страдающих от изобилия самодельных взрывных устройств (СВУ) и минных полей – наследия прошлого.
Свои недостатки есть и у “Вепря”
Разумеется, даже эта машина далека от совершенства. Во-первых, она дорого обходится в производстве. Кроме того, ее эксплуатация сопряжена с высокими побочными издержками: учитывая, что она построена на шасси Т-90, Кремль, по сути, лишает себя Т-90 за каждый построенный “Вепрь”. Трудно сказать, какая из двух машин на данном этапе ценнее для российских военных. А масштабы производства Т-90 и так относительно невелики, учитывая вынужденные ограничения российской экономики. Хотя оборонно-промышленная база страны поистине впечатляет, учитывая обрушившийся на нее шквал санкций, факт остается фактом: БМР-3МА остаются редкостью в российском арсенале.
Но в деле “Вепрь” невероятно полезен. Более того, его непревзойденный послужной список говорит сам за себя — а это значит, что со временем Россия сможет наладить массовое производство этой системы в приоритетном порядке — особенно если получит поддержку на экспортном рынке.
БМР-3МА “Вепрь” — живое напоминание о том, как далеко продвинулась военно-промышленная база России и сколько ей еще предстоит пройти, чтобы стать по-настоящему самодостаточной и конкурентоспособной на фоне соперников.
Брэндон Вайхерт — старший редактор по национальной безопасности журнала The National Interest, старший научный сотрудник Центра национальных интересов и один из авторов Popular Mechanics. Регулярно консультирует различные государственные учреждения и частные организации по геополитическим вопросам. Публиковался во многих изданиях, включая The Washington Times, The National Review, The American Spectator, MSN, Asia Times и множество других. Автор ряда книг.