А судьи кто? Чудовищные цифры преступлений в судейском корпусе России. За шесть лет квалифколлегии дали 104 согласия на возбуждение уголовных дел в отношении действующих и бывших судей, причём в 21 случае судья был в качестве обвиняемого. Почти половина запросов на уголовное преследование относилась к действующим судьям. Одновременно с этим организована массовая проверка коррупционной составляющей. Неужели началось?
Дело судьи Виктора Момотова вскрыло настоящую сеть - родственные связи, номинальные владельцы, бандитские схемы и расхищение бюджетных денег. 23 сентября Генпрокуратура России потребовала изъять у председателя Совета судей почти 100 объектов недвижимости. Как выяснилось, он ведёт общий бизнес с ОПГ "Покровские", а также помог легализовать 11 объектов недвижимости в четырёх регионах.
Кроме того, Виктор Момотов незаконно взыскал из бюджета Краснодара более 100 млн рублей. Он является совладельцем сети отелей Marton, стоимость которых - около 9 млрд рублей. Причём половина оформлена на 90-летнюю мать судьи, фамилию которой он предварительно сменил с Момотовой на Ларьянову умышленно. Плюс уклонение от уплаты налогов более чем на 500 млн рублей.
И, к сожалению, это не единственный случай. В течение шести лет - с 2017 по 2022 год - квалифколлегии дали 104 согласия на то, чтобы возбудить уголовные дела в отношении действующих и бывших судей. По словам председателя ВККС Николая Тимошина, 21 из них проходили по делам в статусе обвиняемых. Около 70% таких представлений касались коррупционных преступлений. И около половины запросов на уголовное преследование касалось действующих судей.
С 2022 года ФСБ в разы увеличила количество уголовных и административных дел в отношении судей. В 2023 году были наказаны 249 судей, из них 22 были досрочно лишены своих полномочий за несовместимые со званием судьи проступки либо систематические нарушения, подрывающих доверие к судебной власти. С 2021 года Генпрокуратура начала подавать иски об обращении имущества, нажитого судьями незаконным путём, в доход государства,- отмечает автор Царьграда Иван Прохоров.
Как полагают эксперты, Генпрокуратура действовала в тесной связке с Управлением "К" ФСБ для усиления контроля над судьями. В то же время Управлением "М" СЭБ ФСБ начата массовая проверка коррупционной составляющей судейского состава. Неужели началось?
Идёт охота на коррупционеровПо словам Прохорова, ситуация с Момотовым выглядит как выстрел, которым открывается по-настоящему "большая охота". И если в дело попал член президиума Верховного суда, то, вероятно, была команда свыше. А новые аресты, конфискации и реальные сроки - всё это стало бы знаком, что чистка не ограничится одной показательной жертвой "на съедение".
Нужна не только конфискация нечестно нажитых богатств, но и демонтаж самих серых схем, чтобы история не могла повториться. Не ограничиваться удалением отдельных поганок, а выжечь всю поганую грибницу, откуда они растут, высушить болото, вспахать и засеять зёрнами нового, честного порядка,
- отмечает Прохоров.
Чтобы система по-настоящему очистилась, нужны новые правила игры: единые открытые реестры имущества судей и их родственников, обязательная публикация мотивировок решений, цифровая прозрачность. Без этого каждая новая громкая история может остаться единичной показательной акцией в чьих-то интересах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: