
Наверху — Бог, внизу — «мягкий» асфальт. Так 34‑летний Мамикон кратко и точно характеризует сущность канатоходческого мастерства. Он начал учиться хождению по канату в пять лет. Инициатором стал его дядя — музыкант, игравший на зурне и в течение многих лет работавший вместе с канатоходцами, благодаря чему полюбил это народное искусство. Первоначально дядя намеревался обучать этому ремеслу свою дочь.
"Сначала обучалась дочь моего дяди, мне было 4–5 лет. Пару раз и я пошёл с ними на занятия, не отказали, начали учить и меня. Мама была очень рада, а отец боялся, хотя должно было быть наоборот. В шесть лет я уже полноценно балансировал на канате. На занятия мы ходили вместе — я, моя двоюродная сестра и сын друга семьи, потом они бросили это дело, а я продолжил", — рассказывает Мамикон.
В Армении хождение по канату в своё время имело широкое распространение. По народным свидетельствам канатоходцев можно было встретить не только по праздникам, но и в будние дни на площадях и во дворах. Упоминания о канатоходцах фиксируются в источниках, датируемых ранним Средневековьем.
Технологическое развитие привело к тому, что многие традиции оказались в тени современности. На сегодняшний день в Армении есть и другие канатоходцы, однако Мамикон остаётся единственным, кто занимается этим регулярно. Другие исполнители появляются на сцене эпизодически, в лучшем случае один–два раза в год. Мамикон даёт выступления практически ежемесячно, иногда по 15–20 раз в течение месяца. Его и его группу приглашают из разных уголков Армении в любое время года, поступают и зарубежные предложения. Организаторы отмечают, что публика обычно с нетерпением ожидает выступления канатоходца и часто оставляют его на последние номера программы, чтобы удержать внимание зрителей.
Хотя востребованность канатоходцев сохраняется, заработок от этой деятельности нестабилен. Мамикон указывает, что доход есть, но он не позволяет полностью обеспечить семью. Бывают периоды значительной загрузки и месяцы затишья. В настоящее время он совмещает выступления со строительной работой. Для Мамикона хождение по канату — образ жизни, не зависящий от самочувствия или настроения.
"Наша работа опасна. Каждая секунда может стать последней, но я её люблю — это моя работа, это часть меня. Последний раз падал около двух месяцев назад, трос оборвался, и я упал. Однажды упал с 4,5 метров в Сочи, был случай, когда я встал на канат со сломанным ребром, я не знал, что оно сломано. Около восьми лет назад тоже был инцидент, упал с каната, повредил колени, но, слава богу, сейчас всё нормально, всё восстановилось", — говорит наш собеседник.
Мамикон добавляет, что несмотря на многочисленные травмы и падения, он никогда не испытывал страха высоты; на высоте он ощущает себя увереннее.
Канатоходец Мамикон Папикян во время представления. Традиционная музыка — неотъемлемая часть программы.
Профессия канатоходца находится под угрозой исчезновения. Мамикон признаёт эту тенденцию, но надеется на её изменение. В настоящий момент он передаёт навыки своему десятилетнему сыну. В семье ожидается рождение второго сына, которого также планируется обучить. Мамикон открыт для желающих освоить хождение по канату и готов делиться профессиональными секретами. При этом он подчёркивает необходимость коллективных усилий и рассчитывает на инициативы государства по созданию школ, где обучали бы забытым ремёслам и искусствам, включая школу канатоходцев. Это помогло бы сохранить народное театрально‑акробатическое искусство, существовавшее столетиями.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: