10 правил зимнего вождения: как не попасть в ДТП на гололёде

ЦАРЬГРАД 2 часов назад 15
Preview

Мороз, снег, гололедица и сокращённый световой день существенно меняют дорожные условия. Зимнее вождение требует не только повышенной осторожности, но и иного подхода, основанного на знании физических особенностей движения по скользкой поверхности. Летний стиль управления автомобилем отличается от зимнего. С наступлением холодного периода необходимо перейти на другую манеру езды, так как от этого зависят безопасность движения и вероятность дорожно‑транспортных происшествий.

Подготовка автомобиля заранее

Обеспечение безопасности на дороге должно начинаться ещё до начала поездки. Помимо обязательной замены летней резины на зимнюю требуется тщательно очистить стекла и зеркала. Эти меры актуальны, поскольку в ситуации, когда машину заляпает встречный большегруз, времени на повторную очистку может не остаться, а видимость окажется критически важной.

Необходимо проверить работу всех световых приборов, уделив особое внимание противотуманным фарам. Следует убедиться в наличии и пригодности омывающей жидкости в бачках — она должна быть незамерзающего состава. Стоит проверить состояние аккумуляторной батареи: в сильные холода её ёмкость падает, для запуска двигателя требуется больше энергии, старые батареи быстрее теряют заряд и могут не позволить завести автомобиль после морозной ночи. К зимнему сезону рекомендуется заменить резинки дворников.

Перед наступлением морозов важно убедиться в эффективности системы отопления. Для этого рекомендуется запустить двигатель и включить системы обогрева на максимум. Из вентиляционных отверстий должен поступать горячий воздух, заслонки должны корректно распределять поток на лобовое стекло, в ноги или в салон. Под капотом оба патрубка радиатора отопителя должны быть горячими. Наличие неравномерного нагрева, слабого потока воздуха или посторонних шумов в системе отопления свидетельствует о необходимости диагностики и ремонта у специалиста.

В целом автомобиль следует поддерживать в технически исправном состоянии, чтобы минимизировать риск отказов в экстремальных зимних условиях.

Изменение стиля вождения

Психологический настрой водителя имеет существенное значение. Средняя скорость в холодное время года неизбежно снижается, а дистанция до впереди идущего транспорта увеличивается. Следует заранее учитывать, что поездка займёт больше времени, и закладывать временной запас при планировании маршрута. Агрессивные манёвры и резкие перестроения недопустимы летом и тем более опасны зимой.

Техника управления на льду и укатанном снегу основана на трёх принципах: плавность, предсказуемость и постоянная готовность к потере сцепления.

- Резкие движения — нажатие на газ, тормоз или резкий поворот руля — обычно приводят к заносу. Любые управляющие воздействия должны быть дозированными и постепенными. При резком нажатии на газ колёса могут буксовать, при резком торможении — блокироваться. Плавность и своевременность действий — основной принцип безопасного зимнего вождения. - Дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть минимум в два раза больше, чем в летний период. На гололёде тормозной путь увеличивается в три раза и более. Дистанция, преодолеваемая за три секунды, стоит увеличить до пяти секунд — это даёт время на адекватную реакцию и спокойную остановку при возникновении опасной ситуации. - Постоянно оценивайте сцепление с дорогой. Если руль становится «пустым», автомобиль начинает лёгкое скольжение или антиблокировочная система срабатывает слишком часто, это сигнал о повышенной скользкости покрытия. В такой ситуации необходимо снизить скорость и избегать сложных манёвров.

Регулярная проверка эффективности тормозов также важна. Для этого в безопасных условиях можно один раз аккуратно проверить резкое торможение. Это поможет оценить реакцию автомобиля и восстановить уверенность в работе тормозной системы, при этом следует избегать ударов сзади.

Наиболее безопасный способ для замедления зимой — плавное отпускание педали газа и последовательное понижение передач на механической коробке переключения передач, так называемое торможение двигателем. Этот приём позволяет снизить риск блокировки колёс, особенно эффективен на спусках и перед поворотами, поддерживая стабильность автомобиля на укатанном снегу.

Важно подобрать оптимальную передачу для движения. Старт на второй передаче помогает уменьшить вероятность пробуксовки.

Действия при потере управления

Даже при соблюдении всех правил возможны заносы или потеря управляемости. В такой ситуации ключевым является недопущение паники и чёткое выполнение необходимых действий.

1. При заносе задней оси: на переднеприводном автомобиле следует плавно нажать на педаль газа и повернуть руль в сторону заноса. На заднеприводном — плавно сбросить газ и также вывернуть руль в сторону заноса. Резкое торможение в подобных ситуациях недопустимо. 2. При сносе передней оси (неповоротливости): если автомобиль не входит в поворот и продолжает движение прямо, нужно плавно уменьшить подачу топлива и слегка сократить угол поворота рулевого колеса, чтобы восстановить сцепление. 3. При экстренном торможении: на автомобиле без антиблокировочной системы тормозить следует прерывистыми короткими нажатиями на педаль; при наличии АБС — уверенно нажать тормоз до упора, система предотвратит блокировку колёс. 4. Всегда держать руль в прямом положении, например, если автомобиль остановлен перед светофором при повороте налево. Поворачивать следует в момент непосредственного совершения манёвра. В случае удара сзади стоящий автомобиль смещается вперёд, а не в сторону встречного потока.

Действовать в зависимости от погодных условий

Гололедица — одно из наиболее опасных погодных явлений для движения. Обледенелая дорога значительно снижает сцепление шин, увеличивает тормозной путь и ухудшает устойчивость на поворотах. Даже небольшая ошибка на таком покрытии может привести к дорожно‑транспортному происшествию.

Снежная каша образуется при частичном таянии снега, когда снежный покров перемешивается с водой. Такое покрытие обладает низким сцеплением и нестабильной структурой, что создаёт дополнительные трудности при управлении. Из‑за неоднородности и наличия колей автомобиль может «рыскать» из стороны в сторону, а при высокой скорости снежная каша способна вызвать эффект аквапланирования, когда шины теряют контакт с дорогой.

На дорогах, покрытых грязью, возрастает риск пробуксовки и неконтролируемого скольжения. Грязь может налипать на стекла, зеркала и фары, ухудшая видимость. Рекомендуется иметь в салоне тряпку или влажные салфетки для протирки зеркал и осветительных приборов.

При движении по трассе с колеями, заполненными снежной кашей, при перестроении или обгоне не следует «резать» оба «рельса» за один заход. Перестроение и возвращение в исходную полосу рекомендуется выполнять в два захода, выравнивая автомобиль на прямые колёса после каждого манёвра. По возможности зимой целесообразно избегать полос с глубокими колеями. Если это невозможно, безопаснее двигаться так, чтобы одно колесо находилось между колеями, а другое — вне них, поскольку внутри колеи чаще скапливается вода и образуется «лужа‑лёд».

Зимой часто наблюдаются ограниченная видимость — туман или метель. Постоянный контроль скорости и движение по правой полосе снижают риски. При приближении к местам возможного появления пешеходов следует заблаговременно снижать скорость: замедление будет менее заметным, но даст дополнительное время для действий в экстренной ситуации.

Парковать автомобиль в холодное время года следует в местах, где риск столкновения при заносе или ошибке маневрирования минимален. Необходимо убедиться в отсутствии над головой опасных сосулек. Лучше выбирать парковку так, чтобы не мешать проезду других автомобилей и не создавать потенциальной угрозы ДТП.

Рекомендации для начинающих водителей

Вождение зимой для начинающих водителей — одно из наиболее сложных испытаний. Ключевые рекомендации:

- Подготовить автомобиль к зиме: проверить и при необходимости заменить охлаждающую жидкость, моторное масло и омывающую жидкость, оценить состояние аккумулятора и системы отопления, установить зимнюю резину вместо летней. - Соблюдать основные правила поведения на зимней дороге: двигаться медленнее, избегать резких движений, выдерживать увеличенную дистанцию. - Перед выездом проверять прогноз погоды; для экстренных ситуаций иметь в салоне тряпки, запас воды, лопату и буксировочный трос. - В случае заноса поворачивать руль в направлении заноса и корректировать подачу газа в зависимости от типа привода автомобиля.

Зимняя дорога не прощает ошибок, но не является непреодолимым препятствием. Спокойный и прогнозируемый стиль вождения, соблюдение технических требований к автомобилю и понимание физики движения позволяют уверенно управлять транспортным средством в сложных погодных условиях.

 

Читать в ЦАРЬГРАД
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'